Карты антропоцена Земли
Антропоцен — неформальный геохронологический термин, обозначающий геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме Земли.
Канадский географ Феликс Фаран-Дешен в рамках исследовательского проекта Globaia, в течении 13-ти лет составлял карты континентов с наложением всевозможных инфраструктурных линий. На эти карты была наложена не только ночная светимость, как это сегодня модно в публичной картографии, а также железные и автомобильные дороги, линии электропередач, интернет-кабели, а также различные трубопроводы. В результате, получились глобальные карты инфраструктуры. Вопреки ожиданиям скептиков Россия на этих картах выглядит как вполне себе продвинутая территория. В то время как на так называемых «картах ночной светимости» большая половина территории России выглядит «белым пятном» (или черным?), инфраструктурные карты говорят о наличие там довольно развитой цивилизации.
Если рассматривать инфраструктурную карту России более подробно, то можно выделить несколько практически неосвоенных и необжитых территорий. Это практически весь север Европейской части России — республика Коми, ЯМНАО, Карелия, Мурманская область, а также север Приморского и Хабаровского края. Подобное запустение в Евразии можно видеть лишь на территории китайского Тибета да в джунглях Лаоса. Особенно контрастно выглядит Карелия по сравнению со своими соседними, финскими территориями. Хорошо это или плохо? – вопрос не простой… С одной стороны это не есть плохо, что сохранились такие уголки нетронутой цивилизацией природы, а с другой…
А это более крупно карта Европы:
В глобальном масштабе, на фоне других стран (например, Канады или Австралии) со схожим уровнем экономической деятельности (аграрный и сырьевой сектор), Россия вообще смотрится более чем хорошо в плане инфраструктурной обустроенности. На двух картах расположенных ниже можно видеть, что более двух третей территории Канады – это просто «чёрная дыра». А у Австралии треть территории практически не освоена.
Однако, следует учитывать и то, что поддержание инфраструктуры в России на территориях с тяжёлыми климатическими условиями (как то – холод, вечная мерзлота, труднодоступность) стоит огромных денег. А Австралия и Канада, в отличие от России, обустраивают инфраструктуру лишь на местах, пригодных для жизни.
Карта Африки показывает, что относительно благоустроенная жизнь там тоже есть. Порой ситуация в Африке даже лучше, чем в том же Тибете или в Мурманской области России.
Ниже можно лицезреть карту воздушных транспортных сообщений Евразии. Как видно, наименьшая концентрация воздушных перевозок – на севере Западной Сибири, в западном Китае, в Алтайском крае и в республике Тува.
На общей транспортной карте Земли хорошо видны главные транспортные узлы планеты, это практически вся территория Европы, восточная часть США, Япония, береговая полоса Китая.
{jcomments on}